многопрестольный храм-памятник «взятию Казани» царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в окт. 1552 г., возведенный в Москве, в юж. части Красной пл. (совр. адрес - Красная пл., 2), на спуске от посада к Москве-реке. По одному из престолов, посвященному св. Василию Блаженному, Христа ради юродивому, к-рый был погребен некогда на находившемся здесь погосте, часто называется храмом Василия Блаженного («Василий Блаженный»). Это наиболее известный и изученный памятник древнерус. архитектуры, признанный символ самобытности рус. искусства (ныне является отделом ГИМ Покровский собор).
Основным источником сведений по истории собора в XVIII-XIX вв. служила опоясывавшая его храмозданная надпись (летописец) 1683 г. на изразцах (разобрана в процессе ремонта 1781-1784 гг.; опубл. в 1792). Сведения из нее в сравнении с данными летописей и других документов были включены в труды по истории древностей Москвы П. В. Хавского и И. М. Снегирёва (подробнее см.: Баталов. 2016). Первым научным трудом по истории собора является рукопись его клирика, прот. И. Кузнецова (подготовлена к печати в 1918, не изд.). Определение места архитектуры собора в истории древнерусского зодчества, генезис его форм и общей композиции стали темой историко-архитектурных исследований во 2-й пол. XIX в., в эпоху возрастания интереса к национальному средневековью. Тогда были сформулированы идеи об уникальности архитектуры Покровского собора и о непохожести его на др. памятники средневек. отечественного зодчества, что объясняли родством с ислам. строительными приемами (Ф. Куглер). В то же время были высказаны идеи о независимости и самобытности рус. архитектуры средних веков и о повторении в архитектуре Покровского собора форм деревянных храмов, построенных на Руси, или о заимствовании купольных форм из Индии (Н. Свиязев, П. Лашкарёв, И. Е. Забелин, А. М. Павлинов). К нач. XX в. в трудах Ф. Ф. Горностаева, М. В. Красовского собор рассматривался как памятник московского каменного зодчества, образцом для него был признан храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в подмосковном Дьякове, близ царского с. Коломенского. В наст. время одним из предметов дискуссии является происхождение и личности мастеров - строителей Покровского собора, имена которых стали известны из 3-й редакции Жития свт. Ионы, митр. Московского («дарова Бог дву мастеров руских. Посника и Барму»; в летописях XVII в., напр. в Пискаревском летописце 40-х гг., упомянут один Барма «с товарищи»). О применении шатровых форм в русской архитектуре позднего средневековья была выдвинута теория имманентного, собственно русского их происхождения с постепенным накоплением знаний и закономерным созданием Покровского собора как вершины древнерус. зодчества (монография Н. И. Брунова, статьи Д. П. Сухова, С. В. Безсонова, М. А. Ильина). В работах зарубежных историков-славистов (Дж. Гамильтон, Ф. Кемпфер) Покровский собор рассматривался как вариант влияния архитектуры европ. Ренессанса. С кон. 80-х гг. XX в., после пересмотра даты строительства ц. Усекновения в Дьякове, после подробного иконографического анализа архитектурных форм Покровского собора и близких по времени возведения памятников каменного зодчества Москвы и Московской Руси 2-й пол. XVI в., после научной реставрации собора (1954-1955), была сформулирована концепция уникальности программы, приведшей к появлению принципиально нового типа центрического многопридельного церковного здания, к-рое в свою очередь стало образцом для подражания. Впосл. мастера по-разному адаптировали его формы в строительную традицию возведения храмов (А. Л. Баталов).
Пространственная структура Покровского собора определялась основными задачами церковного зодчества грозненской эпохи с 60-х гг. XVI в.: созданием многопридельных храмов с дополнительными небольшими церквами, к-рые требовалось соединить между собой в гармоничную и функциональную структуру для прославления т. о. «новых чудотворцев», святых национальной Церкви, престолы во имя которых включались в архитектурный ансамбль. Общим основанием для Покровского собора стали галереи-гульбища, соединявшие отдельные столпы с шатровыми покрытиями в 2-ярусный комплекс. Нижние этажи-подклеты собора представляли собой связанные помещения, а церкви верхнего яруса были обособлены, но соединены галереями-коридорами, обеспечивавшими круговой обход собора. Каждая придельная церковь имела самостоятельный клир, свое значение в соборном городском служении и в его сакральной топографии: в определенные дни особый придел становился центром общегородских литийных богослужений.
Центричность композиции подчеркнута более высоким, чем остальные, шатром Покровского храма, однако она не является абсолютной, т. к. четверик этой церкви смещен по оси «север-юг» из-за устройства алтарной части. В углах композиции находятся т. н. большие приделы (Входа Господня в Иерусалим, Св. Троицы, свт. Николы Великорецкого, сщмч. Киприана и мц. Иустины), поставленные по осям октагона. Уникальность Покровской ц. обусловлена поставлением 2 восьмериков на четверик, остальные приделы возведены по типу восьмерик на четверике, их конструкция скрыта различными декоративными приемами. Соединение в общую композицию 9 столпообразных сооружений, каждое из к-рых имеет индивидуальное декоративное внешнее и внутреннее решение, самостоятельную по форме и оформлению главу и цветовое решение, оказалось возможным благодаря открытому гульбищу на аркадах-галереях, огибающему храм со всех сторон. Исследователи считают, что, изменяя декоративную внутреннюю отделку, архитектор подчеркнул иерархию приделов. При проведении реставрации в 1954-1955 гг. внутри стен были обнаружены деревянные связи, своего рода каркас, благодаря к-рому до начала строительства в кирпиче были определены местоположение, размер и форма всех элементов ансамбля; это сделало возможным при строительстве обойтись без чертежей. Сочетание подобных архитектурных, конструктивных и декоративных приемов позволило предположить, что собор был возведен зодчим, причастным к архитектуре итал. Возрождения, опытным в проектировании идеальных храмов, как «собиратель моделей» храма Гроба Господня в Иерусалиме (Там же. С. 218-277, 365-375). Т. о., Покровский собор, с одной стороны, исключительное сооружение, свидетельствовавшее о проявлении европейских связей в московской каменной архитектуре 2-й пол. XVI в. с другой - своего рода памятник «ориентального» языка европ. архитектуры на службе рус. царю.
Некогда собор имел «стенову» (в виде стены) звонницу, стоявшую отдельно от него, 2 яруса звона и шатровые завершения (не сохр.), без церковных помещений; ее прообразом считают звонницу собора Св. Софии в Новгороде.
При царе Феодоре Алексеевиче, с 1680 г., шел ремонт собора, в результате к-рого были частично заложены аркады подклета, туда перенесли престолы 13 стоявших на Рву обетных церквей (известны по плану 1780; позднее разобраны). Церковь, где располагались мощи св. Василия Блаженного, была дополнена сев. приделом и вскоре надстроена 2-м этажом. У гульбища появились кровли на ползучих арках, на площадках - 4 шатровых рундука, звонница перестроена по типу восьмерик на четверике, сделана 1-я орнаментальная роспись собора и колокольни. Главы покрыли дощатым железом разных образцов, церкви и паперти - черепицей, тогда же была сделана изразцовая храмозданная надпись. Из иконографических источников известно, что центральный шатер собора (собственно храм с престолом в честь Покрова Пресв. Богородицы) окружали 8 декоративных главок, 8-гранный барабан придела в честь Входа Господня в Иерусалим - 4 главки. В 1781-1784 гг. были заложены все подклеты, разобрана надпись 1683 г., стены внутри и снаружи покрыты травчатым орнаментом, впервые появилась тематическая роспись в Покровской ц. (возобновлена маслом в 1841-1845).
В чиновниках московского Успенского собора XVII в. в московском варианте чина «хождения на осляти» в Вербное воскресенье (Неделю ваий) в сер. XVI-XVII в. Покровский собор фигурировал под именем «Иерусалима», к нему из Кремля ехал патриарх в сопровождении царя, ведущего под уздцы осла. После упразднения этой церемонии в Вербное воскресенье память об «иерусалимских» прообразах Покровского собора была утрачена. С кон. XVII в. он стал прежде всего почитаться как место упокоения самых известных Московских юродивых - Василия, Иоанна, Максима (на близлежащей ул. Варварке).
После Отечественной войны 1812 г. собор был восстановлен, в 1817 г. архит. О. И. Бове создал подпорную стену из кирпича с юж. стороны, чугунную ограду. Со 2-й пол. XIX в. в архитектуре новой столицы Российской империи образ и формы Покровского собора были восприняты как образец постройки храмов в средневек. Руси и послужили прообразом мемориального храма Спаса на Крови (см. Воскресения Христова собор). В 1931 г. к сев. фасаду собора был перемещен памятник К. Минину и Д. Пожарскому (И. П. Мартос, 1804-1818), что завершило формирование совр. ансамбля Красной пл.